Россия глазами русских
Игорь Соловьев рассказал "ЗР", как он стал журналистом, который едет по
России на "Жигулях" шестой модели 97-го года выпуска... Конечно же, это
кино!
Именно так решили рассказать о нашей стране авторы нового документального
фильма Trans Russia. Два известных в мире кино француза Оливье Габерсек и
Бертран Норман, в этом проекте режиссер и оператор, проехав по дорогам
России тысячи километров и отсняв десятки метров пленки в городах и весях
огромной страны, завершили съемки пару недель тому назад во Владивостоке.
Главным героем в фильме, по идее авторов, стал путешествующий на "Жигулях"
русский журналист. Эту роль сыграл режиссер владивостокской киностудии
"Русский Остров Фильм" Игорь СОЛОВЬЕВ.
- Игорь, как вы попали в проект?
- Совершенно случайно. Сниматься должен был другой человек, настоящий
журналист из Нижнего Новгорода, а меня пригласили участвовать в этой работе
в качестве второго оператора. Когда начались съемки, журналист по личным
обстоятельствам покинул проект и Оливье Габерсек предложил эту роль мне. Так
я стал журналистом, который едет по стране на "Жигулях" шестой модели 97-го
года выпуска. Думаю, что в фильме все-таки главный герой не я, а эти
"Жигули", продирающиеся через все наши российские дебри.
- Для вас это было чем-то новым?
- Абсолютно. Получилось довольно странно. В новой трактовке фильма речь
пошла о человеке, который постоянно мотался по стране самолетом и на самом
деле не знал, какая эта страна. Она где-то там, под крылом. До этого проекта
для меня Россия - это в основном аэропорты. Я первый раз увидел многие
российские города. Мы проехали за 33 дня 12 тыс. километров. Где как не в
России можно проехать такое расстояние в одной стране. Я почувствовал, какая
она огромная. Интересно было смотреть, как меняется природа, меняются люди.
Этот фильм с самого начала задумывался как позитивный. Никакой политики и
экономики. Только люди, которые живут в России. Там, кстати, заметно, что
чем дальше отъезжаешь от Москвы, тем люди интереснее. Буквально до Владимира
доехали - уже народ другой, а когда приехали в Иркутск или Читу, вот там
настоящие люди живут.
- Был ли сценарий или все решения возникали по ходу дела?
- Был синопсис фильма. Главная идея - человек едет и по дороге встречается с
людьми. С кем встретится, про то и будет фильм. Встречи совершенно
случайные. В Улан-Удэ, например, я подошел к двум девушкам-буряткам,
студенткам, как оказалось, просто сидящим на улице. Они рассказали, как они
знают и понимают город, где нужно побывать, чтобы запомнился именно он.
Получилась на самом деле очень интересная беседа.
Или другой пример, в маленькую деревушку порт Байкал мы приехали в 8 часов
утра. На улицах еще никого нет. И только один человек лет 60 стоял и кормил
кур. Мы к нему обратились, и он нас сразу пригласил в дом чаю попить. А
потом рассказал, что такое Байкал и каким он был раньше. Работало там
когда-то 5 рыболовецких колхозов, а сейчас один остался.
- А во Владивостоке что привлекло?
- Здесь снимали последние кадры. "Жигуленок" спустился на Эгершельде к
самому морю, проехал по косе к маяку, насколько хватало дороги. Остановился.
Дальше - маяк и море. Владивосток - особый город, он отличается от других.
Когда я спросил Бертрана Нормана, который был на Дальнем Востоке впервые,
какой город понравился больше всех, он назвал Казань и Владивосток. И,
конечно, Байкал. А Оливье Габерсек давно с нашим городом связан, и, как он
сам говорит, у него три любимых города в мире: Париж, Любляна, потому что
корни словенские, и Владивосток.
Материала, в общем, было снято порядка 80 часов. И теперь из этого нужно
сделать всего 52 минуты фильма. Но Оливье говорил, что подумывает о том,
чтобы сделать полнометражный фильм на 90 минут для проката в кинотеатрах
Франции.
Текст - Елена Абашева
"Золотой Рог", №36 2009г.